Державный государь Иван III. Посольства и договоры


    В 1473 г. обострились отношения на псковско-литовском рубеже. Немецкие рыцари готовились захватить Псков. Горожане отправили к Ивану III послов с просьбой о помощи. И "старший брат", верный своему союзническому долгу, поспешил на защиту. Иван Васильевич прислал в Псков войска из 22 городов - из Ростова, Дмитрова, Юрьева, Мурома и других своих вотчин. Такой огромной рати псковитяне еще не видели. В результате был обеспечен мирный и благоприятный исход конфликта. Между орденом и Псковом был заключен так называемый Данилов мир. Иван III еще раз показал, что он не стремился к кровопролитию, но лишь реальная сила способна обеспечить устойчивое перемирие.
    "Он представляет собою одного из наиболее замечательных людей, которых русский народ должен всегда вспоминать с благодарностью, которыми по справедливости он может гордиться".
Историк XIX в. Н. Д. Чечулин

    Точно также, без крови, завершилось присоединение к Руси оставшейся у ростовских князей части их княжества. Иван III просто купил эти земли в 1474 г. Тем же летом он заключил союз с крымским ханом Менгли (здесь преуспел посол Никита Беклемишев). Другого своего посла- Никифора Басенкова- он отправляет в Орду, к готовящемуся пойти на Русь воинственному хану Ахмату. И пока удается сдержать противостояние. В 1477 г. вновь начинаются беспорядки в Новгороде. Там вспыхивает мятеж, начинают громить дома бояр, выступавших за подчинение Москве. Ивану III ничего не остается, как выступить с войском к Новгороду. Не встречая сопротивления, московские полки двигались по Новгородской земле. Войны, собственно, уже не было. Мятежная знать заперлась в городе. Иван III город разрушать не стал, понимая, что дело завершит голод. Он выставил требования: "Мы, великие князи, хотим государства своего, как есмы на Москве, так хотим быти на отчине своей Великом Новгороде". В результате он привел к присяге всех горожан, а также получил половину всех монастырских земель. С тех пор новгородское вече уже больше не собиралось. Иван III вернулся в Москву, везя за собой вечевой новгородский колокол. Этот вековой символ боярской республики был вознесен на Кремлевской площади, в сердце Русской земли, и отныне вместе с другими колоколами отбивал новое историческое время - время Русского государства.
    Но вновь смертельная опасность нависла над Русью. Весной 1480 г. хан Ахмат, наследник Чингисидов, поднял в поход на Русь всю Большую Орду. В ответ Иван III собрал полки и двинул их на Оку, где рассчитывал встретить противника. Но хан пошел к западу, к литовской земле, намереваясь проникнуть в московские владения через Угру. Здесь произошло то, что позднее в истории было названо Великим стоянием на Угре. Сошлись два огромных войска, разделенных небольшой рекой. Решалась судьба земли Русской. Но противостояние носило в основном мирный характер, никто не решался напасть первым. Более того, между Ахматом и Иваном III даже велись переговоры, в результате которых русский государь выяснил, что хан вовсе не уверен в своих силах. Но и сам он не хотел кровопролития, поскольку, как истинный хозяин Русской земли, был ее строителем, а любая война ведет к разрухе. Противостояние окончилось неожиданно. Хан Ахмат без видимых причин вдруг повернул назад и ушел в степи. Что его напугало или остановило? Русские назвали потом реку Угру "поясом Богородицы", веруя, что по ее молитвам Господь избавил Россию от татар. И есть сказания о том, что Ахмат однажды увидел на другом берегу в небе огромную ангельскую рать во главе с Девой Марией - именно это так потрясло его, что заставило повернуть коней вспять.
    Это был конец ордынского ига. Москва приветствовала возвратившегося государя как своего спасителя: "...Прииде князь великий Иван Васильевич на Москву... и возрадовавшеся все людие радостию велию зело". Но здесь надо учесть не только военный успех Ивана III, но и его дипломатическую стратегию, которая была частью общего замысла оборонительной кампании. Стояние на Угре можно признать образцовым планом победы, которым может гордиться как военная,.так и дипломатическая история нашей страны.
    "Отселе История наша приемлет достоинство истинно государственной, описывая уже не бессмысленные драки княжеские, но деяния Царства, приобретающего независимость и величие. Разногласие исчезает вместе с нашим подданством татарам; образуется держава сильная, как бы новая для Европы и Азии, которыя, видя оную с удивлением, предлагают ей знаменитое место в их системе политической".
Н. М. Карамзин




Copyright 2008. При использовании материалов для всех интернет проектов обязательна доступная к индексации активная гиперссылка на grimjim.com.ua