Деяния Ивана Грозного. "Бог на троне"


    Охватить всю политическую систему правления Ивана IV нелегко. Но его дипломатическая деятельность на троне вызывает несомненное уважение и гордость. Он никому не позволял унижать свое Отечество перед иностранными державами, твердо проводя линию на возвеличение и целостность России. Вот некоторые примеры. В период обострения русско-английских отношений в 1570 г. Иоанн IV пишет английской королеве Елизавете I: "И мы чаяли того, что ты на своем государстве государыня и сама владеешь... А ты пребываешь в своем девическом чину, как есть пошлая девица". (Слово "пошлый" на языке того времени означало "обыкновенный"). Царь Иоанн упрекал в данном случае Елизавету I в том, что она не полная владычица своей земли, как он - самодержец Руси. Еще более резкий тон в устах Иоанна IV звучал в обращении к шведскому королю Юхану III. Здесь дипломатические отношения достигли такой степени накала, что Иоанну Грозному ничего иного не оставалось, как сказать: "А ты, взяв собачий рот, захошь за посмех лаяти, ино то твое страданичье пригожство: тебе то честь, а нам, великим государем, с тобой и ссылатися бесщестно... А с тобою передаиваться, и на сем свете того горее и нет, и будет похошь перелаиватися, и ты себе найди такова ж страдника, каков еси сам страдник, да с ним перелаивайся".
    Стефан Баторий также получил от царя Иоанна свою порцию вразумлений - его послам Иоанн Грозный изложил свой принцип: "Государю вашему Стефану в равном родстве с нами быть не пригоже, мы же, смиренный Иоанн, Царь и Великий князь всея Руси по Божьему изволению, а не по многомятежного человечества хотению".
    Все европейские соседи, по мнению Иоанна, были представители власти безбожной, руководимой не божественными повелениями, а человеческими страстями: все они рабы тлена и похоти.
    Иоанн Грозный не только обосновал царскую власть в России, но и явился основоположником понятия "самодержавие". Он дал учение о целях власти, об ее основах и ее пределах. Князю Курбскому он писал: "Если царь несправедлив, он грешит и отвечает перед Богом, и Курбский может порицать Иоанна как человека, но не может не повиноваться тому, что божественно, - его сану". Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: "Как кого ни назови - великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь, все же я, и никто не в силах это изменить". Стратег, дипломат и политик, он крепко держал все нити управления огромной страной в своих руках. Но силы его уже угасали, царствование клонилось к закату. В 1579-1584 гг. были присоединены к Руси бескрайние просторы Сибири. Дело жизни царя было сделано: Россия, очищенная и обновленная, становилась великой державой.




Copyright 2008. При использовании материалов для всех интернет проектов обязательна доступная к индексации активная гиперссылка на grimjim.com.ua